- Пряность
-
ПРЯ́НОСТЬ — высушенные части пряных растений, содерж. пряные и ароматич. вещества. Используются в кач. приправ к еде, в пищевой промети (пекарской, кондитерской, хлебобулочной, ликероводочной). На Руси П. (семена аниса, укропа, чабрец, мяту, корни аира, горчицу и т. д.) использовали с глубокой древности при засолке капусты, огурцов, для приготовления напитков и кушаний. В богатых домах феодалов и горожан имелись привозные приправы. В письменных пам. 16—17 вв. упоминаются гвоздика, корица, перец, мускатный орех, бадьян, имбирь, шафран. Применялись П. для приготовления пряников, сбитня, медов, квасов, патоки ("Патока с имбирем, варил дядя Симеон").
Наиб. ценные П. получают из тропич. растений, к-рые содержат эфирные масла, гликозиды, дубильные вещества. В нашей стране культивируются мн. пряные растения: укроп, петрушка, сельдерей, анис, кориандр (кинза) и пастернак (все сем. зонтичных), горчица, хрен и кресс-салат (сем. крестоцветных), базилик, лаванда, майоран, мята и мелисса (сем. губоцветных), эстрагон (сем. сложноцветных), лук и чеснок (сем. лилейных), шафран. Используют и дикорастущие пряные растения — зверобой, душицу, мяту, чабрец, черемшу и др.
Недостаток П. в Европе после захвата Средиземного м. и Константинополя османами, разрушившего традиционные торг. пути, был важным побудительным фактором плаваний в "Индии", предпринимавшихся европейцами (первыми были португальцы) в 15 в. и приведших к развитию мореплавания, геогр. открытиям, колонизации заморских стран — и в конечном счете определивших становление Н. времени. Для России, имевшей сухопутные границы и, соответственно, прямые торговые контакты со странами В., этого фактора не было. "Хождения" в вост. страны были не целью об-ва, а редким индивид. эксцессом (Афанасий Никитин); отсутствие потребности в "открытии Востока", наряду с иными причинами, объясняет выпадение России из общеевроп. процесса, инициировавшего появление прогресса как ист. явления.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.